Реформирование государственной системы России осуществляется поступательно согласно общепринятым мировым стандартам. В целях обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в сфере миграции, в соответствии с Конституцией, в 2005 году принят Указ президента РФ «Вопросы Федеральной миграционной службы». В рамках реализации Указа в декабре 2005 года на территории края создана структура – Управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю для осуществления правоприменительных функций, по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Значение Краснодарского края в Российской Федерации определяется особым геополитическим положением. Приграничное положение края обуславливает большой поток миграции иностранных граждан. В отличие от общероссийской тенденции численность населения края с 1989 по 2004 года не сокращалась, а возросла на 50 3600 человек. Увеличение произошло, в основном за счет миграции из-за пределов края. Например, по данным Краевого комитета государственной статистики в 2005 году миграционный прирост населения составил 23770 человек, что полтора раза больше, чем за аналогичный период 2004 года.
По оценкам демографов, в ближайшие десять лет может произойти смена этнического состава населения в некоторых районах края, особенно на побережье, что осложнит непростую межнациональную ситуацию в регионе и нарушит исторически сложившийся этнодемографический баланс. С учетом этого осуществлены меры по укреплению подразделений ФМС России, в том числе на Кубани.
Основными задачами Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю являются: производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформления и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, осуществление регистрационного учета граждан России по месту пребывания и по месту жительства и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с учета граждан России; оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации; осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации; реализация во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции; исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев; осуществление контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан РФ за ее пределами.
Управление Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, актами Президента России и Правительства, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России. В структуру УФМС России по Краснодарскому краю вошли паспортно-визовое управление, управление по делам миграции, центр паспортно-визовой работы с иностранными гражданами и лиц без гражданства, иммиграционная инспекция.
Необходимо отметить, что инициатором создания иммиграционной инспекции в 2003 году стал глава администрации Краснодарского края Александр Николаевич Ткачев. Анализ результатов ее работы показал высокую эффективность осуществления миграционного контроля. В целях реализации поставленных задач в 2005 году иммиграционной инспекцией было проведено 19 тысяч рейдовых мероприятий, выявлено и привлечено к административной ответственности около 25 тысяч нарушителей миграционного законодательства, из которых 83% - иностранных граждан. Общая сумма штрафов превысила 22 миллиона рублей, по решениям судов за пределы России выдворено более 2 тысяч иностранных граждан.
Одно из приоритетных направлений УФМС России по Краснодарскому краю – свести к минимуму объем нелегальной трудовой миграции. Наш край в последние годы активно выступает потребителем рабочей силы из других стран. Лидируют Украина и Турция. Экономике нашего государства в целом и края, в частности, необходим труд мигрантов, однако это должна быть цивилизованная миграция. Поток денежных средств от использования иностранной рабочей силы должен быть направлен в бюджет края, а для этого необходимо повышение эффективности миграционного контроля в этой сфере. Наработанный опыт и достигнутые результаты подтверждают, что созданная в порядке эксперимента в крае иммиграционная инспекция способна выполнять важные государственные задачи.
Государственной комиссией принят в эксплуатацию Центральный банк данных по учету иностранных граждан, что способствует развитию системы регистрации иностранцев, порядку привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Также утверждена программа сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия незаконной миграции на 2006-2008 годы.
УФМС России по Краснодарскому краю имеет подразделения иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, проводит прием граждан, рассматривает их обращения, принимает по ним соответствующие решения.
Деятельность ФМС направлена на обеспечение государственной и экономической безопасности РФ на территории Краснодарского края.
Как доложил Директор ФМС России генерал-полковник полиции К.О. Ромодановский на расширенном заседании коллегии Федеральной миграционной службы, задачи, поставленные перед Федеральной миграционной службой, в целом выполнены. На сегодняшний день есть четкое понимание тех приоритетов, которые поставлены Президентом и Правительством в сфере миграции.
ПЕРВОЕ. По-прежнему приоритетными остаются вопросы трудовой миграции. Основной вектор – поддержание оптимальных пропорций национального рынка труда, обеспечение баланса интересов россиян и приезжих рабочих. При этом необходимо создать условия для въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности квалифицированными специалистами, как из визовых, так и из безвизовых государств.
ВТОРОЕ. Необходимо дальнейшее наращивание усилий по повышению эффективности иммиграционного контроля. Его деятельность должна быть направлена на пресечение теневой занятости иностранных граждан в тех секторах, которые могут быть заняты россиянами. Это в первую очередь те сферы деятельности, в которых установлены нулевые доли на привлечение иностранных граждан.
Надо активнее задействовать те правовые инструменты, которые уже имеются, а их достаточно, развивать и совершенствовать взаимодействие с нашими партнерами – другими федеральными органами исполнительной власти, а на местах – с их территориальными подразделениями.
ТРЕТЬЕ. Наша постоянная работа – повышение качества предоставляемых общественно значимых государственных услуг, прежде всего путем перевода их в электронные формы. В этом плане один из приоритетов – обеспечение бесперебойной выдачи биометрических паспортов на десятилетний срок.
ЧЕТВЕРТОЕ – совершенствование законодательной, в том числе международно-правовой, базы деятельности ФМС России.
Важное направление работы – подготовка ряда международных документов по формированию единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана в части обеспечения свободы перемещения рабочей силы, защиты от незаконной миграции из третьих стран.
Отдельная тема – создание двусторонней основы для функционирования системы организованного привлечения иностранных работников.
В плане развития международного сотрудничества центральным должно быть обеспечение участия Службы в мероприятиях и подготовке документов, связанных с председательством России в СНГ.
ПЯТОЕ – повышение эффективности кадровой работы. Работа эта должна быть в зоне самого пристального внимания, как в центральном аппарате, так и в территориальных органах.
Решение всех названных задач прямо связано с ростом профессионализма сотрудников Службы, укреплением законности и исполнительской дисциплины.